Открытие выставки 6 сентября в 16:00
Памятник Ф.М. Достоевскому у Владимирского собора знаком каждому жителю города. Но имя автора монумента, скульптора Любови Холиной (1918–1998), известно только знатокам и ценителям пластики. Образ писателя – сквозная тема в творчестве замечательного скульптора.
Детство Л. Холиной прошло в местах, связанных с миром героев Достоевского: Большая Подьяческая улица, Крюков канал, Сенная площадь. Воспоминания детства, размышления о литературе Л.М. Холина стремилась соединить в точном и лаконичном образе. «Я хотела, чтобы в фигуре Достоевского чувствовался Петербург, где дома-утюги выступают массой, углами…». Первый эскиз памятника был создан в 1958 году. Спустя 30 лет Л. Холина победила в конкурсе проектов памятника Достоевскому для Ленинграда. Открытие памятника состоялось в 1997 году. На протяжении десятилетий скульптор размышляла и уточняла свой замысел.
Любопытно проследить, как менялось с течением времени восприятие монумента и с каким чувством горожане ожидали его появления. Лучше всего об этом напоминают заметки в городской прессе. В конце 1980-х: «великий русский писатель, ставивший вопросы… нравственного развития русского народа, России», выступал с проповедью «добра всего человечества». В конце 1990-х – памятник как укор времени: «Больше стало униженных и оскорбленных, больше преступлений без наказаний и наказаний без преступлений. И меньше людей с верой в душе». Сегодня очевидно, что монумент вошел в повседневную городскую среду, стал достопримечательностью, градостроительным ориентиром и местом встреч. Л. Холина получила поощрительную премию за проект памятника писателю для Омска. Скульптор создает образ героя-путника на дороге в Сибирь. Памятник планировали установить возле омского каторжного острога, где писатель провел четыре года.Любовь Холина – одна из самых ярких представителей матвеевской школы пластики (училась в институте им. И.Е. Репина в 1939–1947 гг.). Но, глубоко восприняв систему своего учителя, Холина обретает собственный строгий пластический язык. На формирование творческого мышления скульптора оказали трагические события первой блокадной зимы в Ленинграде в 1941–1942 гг., где погибает мать и сестра. Затем эвакуация – Самарканд, Загорск (г. Сергиев Посад), возвращение в Ленинград в 1944 г. Не мимолетные впечатления, а память о войне воплощена во многих ее работах, среди них самая знаменитая «На окопах» (1975), в котором нашла отражение одна из главных тем в творчестве мастера: женщина и война.
Не только скульптура, но также графическое наследие Л. Холиной – выдающееся явление в ленинградском искусстве второй половины ХХ века. На выставке широко представлены рисунки мастера, выполненные в разной технике: уголь, карандаш, фломастеры. Силуэты композиций напоминают противотанковые надолбы, руины разрушенных домов или миражи довоенных воспоминаний. Когда невозможно сказать о пережитом простыми словами, рождается новый ритм. Экспрессия, поиск выразительного силуэта, лаконичность и строгость штрих за штрихом сшивают сюжеты из жизни скульптора и замыслы будущих композиций. Графические произведения из музейной коллекции отражают наиболее значимые и волнующие мастера темы. Безусловно, это – Достоевский. Л. М. Холиной удалось постичь суть характера, трагизм личности писателя, проникнуть в его мир, и это в полной мере нашло отражение в графических портретах писателя, в эскизах, набросках будущего памятника, в листах, посвященных городу «униженных и оскорбленных». В произведениях художника мы видим Петербург и глазами самого писателя и одного из его героев Р. Раскольникова, которому более близок не парадный, блистательный город, а «сдавленное пространство, примыкающих к Сенной площади кварталов…». «Петербургские трагедии», «Канал. Места Достоевского» – город Достоевского – это отнюдь не фон, на котором происходят «драматические события, но это как бы душа этих событий». Свои чувства, эмоции и переживания блокадного времени Любовь Михайловна вложила в графические листы «Бомбоубежище», «Оплакивание». «Катастрофа», «Победа и поражение» – эти глубоко прочувствованные, прожитые образы поражают глубокой эмоциональностью, напряжением чувств, необычайной выразительностью линий, форм.
На выставке представлены станковая пластика, конкурсные проекты и модели памятника Ф.М. Достоевскому, графические листы из фондов Государственного музея городской скульптуры и собрания семьи скульптора – сына и внука П.А. и П.П. Игнатьевых.