nidg1815 октября – 28 ноября 2018 года

Вернисаж – 15 октября в 16:00

Выставка «Новые идеи для города» стала традицией Государственного музеягородской скульптуры и проводится в восьмой раз.

Автор идеи, петербургский художникЭнвер Байкеев (1958-2011), ставил задачей поиск новых имен и образов. Вопросжизнеспособности произведений искусства за пределами музейных стен в многомернойгородской среде решён авторами по-разному. На экспозиции представлены графика,объекты, скульптура, элементы дополненной реальности.

Современные петербургские скульпторы, Сергей Борисов, Дмитрий и ДаниилКаминкеры, Роберт Лотош, Светлана Мельниченко, Александр Позин и Марина Спивак,предложили проекты городской и парковой скульптуры. Игорь Баскин предложилуниверсальные монументальные объекты; Василисса Саврасова – проект городскогопарка; Алексей Парыгин в проекте «Постурбанизм» представил знаки-тотемы,указывающие на органичное сосуществование с природной средой. Все эти произведениямогут стать частью городской среды, а проекты – реализованы.

Это и размышления о человеческом присутствии в живописи Сергея Тихонова,скульптуре Олега Годеса и Леонида Колибабы, инсталляции Владимира Кустова; ипривычные образы повседневности в объектах Кирилла Голубенкова,  внимание к деталямгородской среды, соразмерности человека городу в керамике Юрия Осинина. Художникиисследуют различные материалы: деревянная скульптура, городские персонажи МихаилаЕдомского соседствуют с брутальной пластикой из бетона и арматуры Алексея Шваркова,декоративными материалами Юрия Селиванова, идеей использования альтернативныхматериалов на примере «дома из мха» Сами Хюрскюлахти.

Произведения документируют активное вторжение новой энергии в традиционныйисторический центр. Визуальная среда отзывается на современный урбанистическийландшафт (фотография художников-люминографистов, аудиовизуальная инсталляцияПетра Алексеева, объект “Мутация” Игоря Иванова), предлагая новую графику в стилетерминализм, созвучную ритму городской жизни, оторванной от естественной природнойсреды обитания. Стремительный процесс разрушения прежнего образа города фиксируетфотография – исчезновение ленинградских кинотеатров в серии Александра Никипорца;сложение современного городского пейзажа многоквартирной застройки в фотопроектеОльги Шаповаловой и фотографии Елены Гонтаренко. В центре внимания -формирование новой этики в работах Веры Светловой и Александра Недеры; сооружениеневиданных ранее архитектурных доминант, образ которых оживляет в деревописиНестор Энгельке. Появление городских агломераций делает отчасти реальнойутопическую идею Олега Котельникова “Элладога” – разрастания поселения вдоль Невы,от Финского залива до Ладожского озера, как своеобразного возвращения к началамрусской государственности, легендарного «пути из варяг в греки». Новое слово – арт-объекты в пространстве дополненной реальности, созданные Алексеем Андреевым.Трехмерные анимированные объекты, размещенные в различных точках планеты иархитектурных и культурных контекстах, могут быть доступны после установкиспециального приложения на смартфоне пользователя.

Задачей выставки становится не просто поиск новых идей, многие из которых,могут показаться знакомыми, учитывая то, что экспозиция дополнена произведениямиразных лет из фондов музея. Способно ли сегодня искусство дать новый идеал красоты,символ существования? Если город – театр, то горожане – безучастные зрители илидействующие лица? Идея выбора развивается в уличной игре-лабиринте ЕкатериныНовиковой во внутреннем дворике музея. Она завершает выставку, однако решениепринять участие в игре остаётся за посетителем.