eidlin1

4-26 августа 2018

Вернисаж 8 августа в 16 00

Леонид Юльевич Эйдлин (1918–2001) принадлежит к числу выдающихся ленинградских скульпторов второй половины ХХ века. Эйдлин вошел в историю русской скульптуры, прежде всего, как монументалист и портретист.




eidlin2Эйдлин является  автором четырех  памятников  в Санкт-Петербурге, среди них таких знаковых, как Александру Матросову (1951)  и Н. А. Некрасову (1971). Именно в этих монументальных произведениях мастера особенно ярко отразилось время  – наполненная  позитивным пафосом послевоенная эпоха  и  десятилетие 1960-х с его особым настроем и новыми художественными  формами в искусстве. Эйдлин  закончил  Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, где  с третьего курса учился в мастерской знаменитого скульптора   А. Т. Матвеева.

edlin3Дипломная работа Эйдлина (1947) –  статуя  Александра Матросова, одного из юных  героев Великой Отечественной войны – получила высшую оценку.  Не случайно   молодому скульптору было предложено выполнить памятник А. Матросову для г. Уфы. Эйдлин не повторяет дипломный проект, а создает новое по своей художественной концепции  произведение,  в котором ему удалось воплотить ставший  одним из  незабываемых образов защитников Родины. Эта работа скульптора  получила широкое признание: памятник Александру Матросову был установлен не только  в Уфе, но в том же 1951 году – в Ленинграде, в Московском парке Победы.

В 1975  статую героя отлили снова и установили в Германии, в г. Галле.20 лет  творческой жизни мастера были посвящены работе  над памятником Н. А. Некрасову.  Скульптор принимал участие во всех трех турах конкурса (1954–1956) на лучший проект памятника поэту, оставаясь верным своему первоначальному замыслу – композиции стоящей фигуры с сомкнутыми спереди руками.  Одержав  убедительную победу в  третьем туре конкурса, скульптор продолжал напряженно работать   над воплощением образа поэта.  На выставке  можно видеть конкурсную модель фигуры Н. А. Некрасова (1954);  портрет  в дереве (1961) с его  строгим и печальным образом и лаконизмом формы; исполненную   экспрессии бронзовую фигуру писателя (1968–1969). Окончательный вариант памятника,  открытого в 1971 г.,  видимо, для многих современников стал полной неожиданностью. Перед зрителями предстала   фигура   с  крупными, обобщенно   вылепленными формами и  цельной замкнутой композицией. Все внимание  сосредотачивается на внутреннем состоянии поэта, поглощено образом, исполненном суровости и  духовного напряжения, так ясно выражающим пафос поэзии и публицистической  деятельности Н. А. Некрасова.    В пластическом решении статуи  скульптор нашел лаконичный, выразительный язык   большой формы,  пришел  к «плакатной» ясности замысла и идеи произведения.В 1999 г. были установлены два памятника работы Л. Ю. Эйдлина. В Румянцевском саду – памятник-бюст В. И. Сурикову, в котором автор с большим талантом передал природный творческий темперамент живописца. Портрет художника, который является авторским повторением бюста для Красноярска (установлен в 1954), был отлит в бронзе еще в 1951 г., однако, сооружение памятника в нашем городе затянулось на полстолетия.  Памятник Юнгам Балтики, установленный на Васильевском острове, на площади Балтийских Юнг, пожалуй,  один из самых необычных по образной концепции монументальных произведений, посвященных участникам Великой Отечественной войны. Романтичный, созерцательный  образ балтийского Юнги, созданный   Эйдлиным, видится олицетворением духовной красоты и  нравственной чистоты молодежи военного времени. Эйдлин создал портрет для мемориальной доски Н. В. Гоголю, установленной на Малой Морской, 17 (1963), портретный медальон на надгробии   композитора М. О. Штейнберга (1947) и барельеф с изображением сидящей фигуры  на памятнике геологу Л. И. Лутугину (1954) в некрополе «Литераторские мостки». 

Станковые и портретные  работы Эйдлина хранятся в крупнейших музеях России: Третьяковской галерее, Русском музее, Музее истории Санкт-Петербурга и др.  «Молодой рабочий» (1967, бронзовый отлив в ГТГ) привлекает  внимание лиризмом образа, исполненного внутренней свободы и пластической гармонии. «Молодой рабочий»,  безусловно, принадлежит к числу   наиболее значительных произведений в станковой скульптуре 1960-х. Созданный спустя четверть века «Сталевар» (1992)  отличается лапидарностью пластического языка,  сложной   композицией фигуры,  декоративностью общего художественного решения.  

Эйдлин – автор многочисленных портретов своих современников,   почти всегда – это мужские портреты представителей трудового народа,  в  которых скульптору удавалось передать внутреннюю энергию человека. Всмотритесь в портреты А. А. Ивановского (1969), А. А.  Михеева (1975),  Н. И. Калитеевского (1985), которые запоминаются  и  подчеркнуто  индивидуальными  чертами внешнего облика, и особым психологическим складом  личности. Исключительное  место  в творчестве Эйдлина принадлежит  портретам его жены, скрипачки Марии Александровны Славутской, выполненных с большой любовью к своей модели. На выставке экспонируется мраморный «Женский портрет» (1964) и скульптура «Настраивающая скрипку» (1994).Талант, пластическое мастерство, глубина и  убедительность созданных образов, неустанный поиск новых художественных форм и глубокий интерес к современнику – все это  присуще творчеству замечательного скульптора и человека Леонида Юльевича Эйдлина. 

На выставке, посвященной юбилею мастера, представлены  его работы  из собрания Государственного музея городской скульптуры. Восемь из них были подарены Эйдлиным музею, о чем нельзя не вспомнить с большой благодарностью.