sviss18с 7 по 26 августа 2018 года

Вернисаж 7 августа в 16:00

На выставке «Народный голос – глас народа» представлено сто плакатов к швейцарским референдумам и народным инициативам, начиная с 1918 года досегодняшнего дня. 

 

Плакат – точный показатель настроений в обществе, ценный документ эпохи острых дискуссий, в котором отражаются традиции и новейшие тенденции.

Развитие искусства плаката в Швейцарии стало возможным благодаря системе прямой демократии. Граждане Швейцарской конфедерации активно участвуют в принятии политических решений. Всенародные голосования, народные инициативы, разные виды референдумов проходят на уровне общины, кантона или всей страны. На обсуждение выносятся проблемы благоустройства и использования общественного пространства, градостроительных проектов, строительства дорог и мостов, сохранения и сноса культурных объектов.Многие известные художники создавали агитационные плакаты, яркие образы которых стали иконами швейцарского искусства. Коллекция на выставке охватывает разные стили и направления: относительно редкий шрифтовой плакат, плакаты школ Цюриха (строгий пуризм) и Женевы (плакаты-комиксы) и др.

Например, графика раскрывает многолетнюю историю борьбы за женское избирательное право, которое швейцарки получили лишь в 1971 году. Особую символику несут так называемые «говорящие руки». Будь то руки, отмеченные возрастом, сильные, хваткие руки рабочего, изящные женские ручки или руки с разным цветом кожи – в политическом плакате кисть руки всегда означает определенную социальную группу. Художники активно используют образы животных: коварная крыса игнорирует порядок и право, многорукий осьминог олицетворяет разрушительную мощь капитализма.  Крупные планы, цитирование классических произведений искусства, стилистика комиксов (краткие истории в картинках), – художники смело экспериментируют с тем, чтобы оказать сильное влияние на эмоции и выбор зрителя.

Штампы и преувеличения, обобщения и упрощения, набор примитивных сюжетов и куцых слоганов – всё это отвечает законам жанра, рассчитанного на прямое обращение и манипуляцию массовым сознанием. Швейцарская типографика обладает принципом конвенциальности –  одни и те же вещи одинаково воспринимаются различной аудиторией в любом месте. Скорость восприятия, массовость, универсальность, экономичность и максимальная информативность  –  основные цели швейцарской типографики. Швейцарский графический дизайн — это удивительный пример того, как посредством формы, цвета, текста и изображения можно в точности передать зрителю ту или иную идею.

Выставка создана Музеем дизайна в Цюрихе и проходит при поддержке Генерального Консульства Швейцарии в Санкт-Петербурге, Посольства Швейцарии в Москве и швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция».