ottepel117 апреля –10 июня 2018

Государственный музей городской скульптуры представляет выставку произведений, созданных ленинградскими художниками во время краткого, но яркого периода отечественной истории, известного как «оттепель». В Новом выставочном зале будут представлены графические и скульптурные работы, открытки и фотографии из фондов музея.


ottepel21950-60-е годы – период расцвета ленинградской графической школы. В знаменитой Экспериментальной литографской мастерской, где царил дух новаторства, сформировалось духовное содружество талантливых и свободных мастеров: А. Ведерникова, А. Каплана, С. Штейнберга, М. Чарнецкой, И. Масленниковой и других.

В работах этих мастеров видна особая, великолепно переданная ленинградская атмосфера. Литографии И. Масленниковой «Метро станция Восстания», «Приятели. Площадь Пушкина» отмечены подкупающей искренностью и теплотой. Полны поэзии листы М. Чарнецкой «Мойка вечером» и «Ленинград. Мойка». Узнаваемые городские пейзажи не перестают удивлять своей безукоризненностью в рисунках И. Ершова и линогравюрах М. Успенского; но иначе выглядят в праздничном убранстве в произведениях А. Каплана, С. Штейнберга и Е. Померанцевой. С особой пронзительностью звучит лирическая, задушевная интонация в произведениях В. Матюх, Б. Ермолаева, А. Латаш,   М. Бутровой.

Дыхание нового времени отчетливо проявилось в станковой пластике – теперь внимание скульпторов заострено на внутреннем мире героев, интересе к личности человека. Однако, каков он и как его интерпретирует художник?  Ответ неоднозначен, как и многогранны работы скульпторов: от мелкой пластики до большеформатного горельефа «Право на отдых»; от портретов работниц заводов (М. Вайнман, А. Черницкий) до идеала женщины (А.  Самохвалов). В это время творили ученики знаменитого скульптора Матвеева: А. Игнатьев, Л. Холина, М. Вайнман, А. Черницкий, В. Стамов, для которых работа с натуры была основополагающим принципом в творчестве, «источником пластической формы».

Появление новых тем нашло яркое отражение в иллюстрированной открытке. Наиболее распространенными стали изображения масштабных событий, например, Международного фестиваля молодёжи и студентов или запуска космических спутников. Одна из главных тем видовой фотооткрытки того времени – Ленинград и ленинградцы. В 60-е годы продолжали работать известные мастера фотожурналистики, такие, как Д.Трахтенберг, Р.Мазелев,    И.Голанд, Т.Бакман.

Изменился и творческий подход к фотографии: так, на открытии памятника А. Пушкину (М. Аникушин,  В. Петров), 19 июня 1957 года можно увидеть не только скульптуру, но и многочисленных горожан, читающих стихи, фотографирующих и фотографирующихся.

Новаторским стал вернисаж скульптур в Александровском парке. В реалистических жанровых работах не было назидания, они несли свободу, молодость и позитив. Впервые скульптуры были установлены в городской среде без постаментов, персонажи оказались максимально приближены к зрителю.

В памятнике «Пионерам-героям»  (ск. И. Костюхин, В. Новиков, арх. А. Алымов) раскрылась трагическая, лишенная нарочитой сентиментальности, тема «Дети и война» из истории блокадного Ленинграда. Прорывом можно считать установку скульптурной группы А. Матвеева «Октябрь» перед зданием нового Концертного зала. Смелостью трактовки поражает символическая триада – обнаженные фигуры рабочего, крестьянина и красноармейца.

Возрождению величия города  способствовали  масштабные  реставрационные проекты – воссоздание Московских и Нарвских Триумфальных ворот, крупнейших монументальных сооружений в Европе.