vandal5В 2016 году сотрудниками отдела памятников и мемориальных досок и Службой по текущему уходу  за памятниками города  СПб ГБУК «Государственный музей городской скульптуры» зафиксировано и устранено более 20 актов вандализма на памятниках города.

Среди них: памятник М.И.Кутузову на Казанской площади, был отломан конец шпаги  декоративные скульптуры Львов на  Адмиралтейской наб и  Сфинксы на  Малой Невке, были процарапаны и расписаны;  памятники В.И.Ленину на Большом пр., П.С., Н.В. Гоголю на Малой Конюшенной, Благоеву Д.Н. на ул. Благоева, скульптурная композиция «Октябрь» у БКЗ «Октябрьский» изуродованы посторонними рисунками, надписями, наклейками и т.д. Скульптуры «Укротители коней» на Аничковом мосту подвергались актами вандализма в этом году чаще всего: трижды реставратор музея П.Н.Голубков  смывал с постаментов граффити и удалял наклейки, реставратор В.А.Панфилов  укреплял оторванные поводья Больше всего актов вандализма это – граффити, нанесенные краской, маркерами на  доступные части  памятников.  Сложнее  удалять краску с кованого гранита, так как при этом способе обработки камня  краска  проникает в его  структуру,  например,  постаменты  декоративных скульптур «Укротители коней» на Аничковом мосту.

Надо отметить, что при непрофессиональных  действиях при  ликвидации актов вандализма  памятникам причиняется вред даже больший, чем сам акт вандализма. Например, при  осуществлении планового текущего ухода на Верстовом столбе «5/19»  - памятнике конца XVIII века (арх. А. Ринальди), расположенном на  Московском проспекте,. реставратор музея, расчищая  мраморное зеркало  памятника от наклеенных на его объявлений и  рекламных  постеров обнаружил, что мрамор еще и закрашен масляной краской. Используя специальные  смывки,  он удалил краску, под ней -  граффити в  виде свастики, которое, возможно, коммунальные службы района пытались удалить самостоятельно, а потом решили закрасить. Такой метод недопустим.  Он портит структуру мрамора, памятник быстрее разрушается. Также возрастают затраты музея на проведение работ. Текущий уход на памятнике с удалением  акта вандализма в среднем обходится городу и музею  от  10-15  тыс.

Почему-то именно уникальные памятники «Верстовые столбы» используются  коммунальными и прочими службами города для нанесения на них технических отметок о глубине залегания кабеля или  каких-то других уровнях. Это зафиксировано на вышеупомянутом памятнике на Московском пр. и на  Верстовом столбе «6/23» на пр. Стачек.  Хотелось бы обратить внимание организаций о недопустимости использования памятников города в подобном качестве. Музей осуществляет профилактические меры - обрабатывает  поверхности  противовандальными составами, которые  облегчают задачу реставраторов при смывании  краски. Но никакие средства не могут остановить  того, кто «нацелился оставить послание человечеству» на  монументальном объекте нашего прекрасного города. Невольно этому способствуют и экскурсоводы, которые, представляя достопримечательности города, нарочито  акцентируют внимание на  мифологемах,  нередко придумывая их чтобы, вызвать больший интерес туристов. Почему-то для этого надо  обязательно памятник потрогать, потереть,  посидеть на нем, бросить монетку или записку с  желанием  внутрь, при этом расковыряв швы, что,  например, происходит на скульптурах Грифонов на Банковском мосту.  Друзья мои, Грифоны не исполнители желаний, они  - хранители кладов, гневливые и  недобрые мифологические существа.

Скульптуры, отлитые из чугуна и полые  внутри, с  великолепными  золотыми крыльями - декоративное чудо города -  они разрушаются и Вами жаждущими чудес и денег. А денег их реставрация будет стоить огромных. Или, студент может не знать  предмет, но  ему известно,  что потерев нос бронзовому Д.И. Менделееву, памятник которому установлен на Московском пр. в 1932 г.,  экзамен будет сдан сам собой. В замыслах скульптора Гинцбурга И.Я. – создателя  скульптуры ученого, не предполагался ни золотой нос, ни  золотой носок ботинка, в настоящее время именно натертый студентами до такого  цвета. Это не только портит внешний вид памятника, но и не дает бронзе правильно патинообразовываться во времени. Хочу предложить новый миф, пока бронзовая спина скульптуры верблюда, входящего в композицию памятника Пржевальскому Н.М., скульптора Шредера  И.Н.,  расположенного  в  Александровском саду не  проломилась от того, что на него  постоянно садятся, как это случилось  в  2005 г.  со спинами скульптур Львов на  Адмиралтейской набережной. Так вот, в  дветысячи-таком-то году одна женщина  решила сесть на верблюда и сфотографироваться и, никто ее не остановил  и не  рассказал о том, что сакральный смысл этого действия -  кто сядет на скульптуру верблюда, тот им и станет.

Екатерина Шишкина