novik19-1-1Петр Новиков родился 29 июня 1899 в Смоленской губернии  в крестьянской семье,   но вскоре семья  переехала в Петербург.Отец работал литейщиком, мать трудилась на ткацкой фабрике.

После окончания школы в 1917 году не лишенный художественных    способностей  молодой человек работал учеником-гравера,ретушером-корректором в типографии  «Самообразование», одновременно учился (1913-1917) в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств преподаватели А. Рылов, Г. Бобровский,  директор – Н. Рерих). «С первого дня Октябрьской революции вступил в ряды добровольческой милиции II Казанского р-на Ленинграда» и затем  всю Гражданскую войну служил в Красной армии. Всегда серьезно занимался  спортом и считал себя профессиональным спортсменом: «Бег, борьба, гимнастика, лыжи, футбол, теннис…».  В начале 1920-х годов работал инструктором спорта в гарнизонном клубе. После демобилизации, в 1923 году поступил во ВХУТЕИН на живописный факультет, через год перешел на графический, где его учителями были П. Шиллинговский и В. Конашевич.  Ввиду тяжелого материального положения, вынужден был работать, да к тому же принимал участие в крупных соревнованиях по классической борьбе, он «не смог вовремя ликвидировать задолжность» по ряду предметов и был отчислен с 3-го курса, хотя за него вступились Д.Митрохин, В.Конашевич, В.Замирайло, считая, что П. Новиков «один из наиболее одаренных и активных в настоящее время на курсе…».  К сожалению, эта «аттестация профессуры», а главное, выдающихся  художников не помогла. Однако, Новиков устоял перед очередным ударом судьбы. В конце 1920-х годов он работал в типографии им. Ивана Федорова.

Ему посчастливилось участвовать в  выставках, начиная с далекого 1926 года. С 1930-х годов сотрудничал с Детским отделением Госиздата, работал над иллюстрацией детских книг («Военно-лыжный поход», «Кросс»). Художнику удалось выработать свой стиль, не смотря на определенное влияние  школы В. Лебедева.  Особенно интересными, пронизанными жизнеутверждающей энергетикой, спортивным накалом, азартом, оптимизмом являются иллюстрации к книге «Стадион» (1929).

В это же время Новиков совершил несколько этнографических экспедиций в Азербайджан, Армению, Таджикистан, откуда вернулся с яркими впечатлениями и  зарисовками. В 1932 году художник был командирован на Кольский полуостров в Хибины, где в это время велось грандиозное строительство горно-обогатительного комбината.  Через год «на собственные» средства он вновь приехал в Хибиногорск (Кировск) с желанием завершить работу по созданию альбома видов Хибиногорска». Огромная серия цветных литографий  «Хибины» стала результатом этой творческой командировки.

1933 год стал знаменательным для художника еще тем, что он начал работать в легендарной Экспериментальной литографской мастерской, где царила «особая живая  атмосфера  сотворчества», что как нельзя лучше способствовало выходу этого цикла. Небольшая часть этих  графических листов  хранится в нашем музее (переданы в дар Союзом художников в 2007 г.): «Комбинат», «Комбинат ночью», «Хибины. Пейзаж», «Киров в Хибинах в 1930 году (Первое совещание о строительстве в Заполярье»), «С.М. Киров на строительстве».

В небольших камерных литографиях П.В.Новикова, изображающих суровые пейзажи Кольского полуострова столь негромко, но подкупающе искренне и выразительно проступает поэзия русского Севера.

Петр Васильевич Новиков во время блокады Ленинграда  вместе со своей женой  художником, графиком Марией  Николаевной Бутровой работал в бригаде художников при ЛОСХе, создавал плакаты, лозунги, участвовал в маскировке зданий. В 1943 году вместе с ней эвакуировался в Москву, где вскоре умер не пережив последствий голода. До недавнего времени об этом художнике было известно совсем немного, но после ряда выставок в Тюменском музее изобразительных искусств и, особенно, в Кировском историко-краеведческом музее появилось несколько публикаций об этом замечательном и талантливом художнике. Большое количество рисунков, литографий П.В. Новикова были подарены многим музеям в начале 1990-х годов  петербургским  Союзом художников по инициативе и стараниями Валентины Павловны Сидоровой, входившей в Комиссию по творческому наследию М.Н. Бутровой (1905-1989). Мария Николаевна более 45 лет сохраняла  работы своего мужа П.В. Новикова, а так как детей у них не было, поэтому их произведения необходимо было «пристроить», т.е. направить  в те музеи, где бы их с неподдельным интересом ждали.

Как важно, когда современники оставляют живые, образные характеристики-портреты  своих коллег, друзей, проживших такую короткую, но яркую и насыщенную жизнь: «Он был красив и широкоплеч, настоящий атлет… Сила в нем чувствовалась большая, а исходил от него словно бы электрический ток, тот самый  mens sana – здоровый дух в здоровом теле. Спокойный и раскованный, мужественный и правдивый, П.В. стал навсегда для меня образцом человеческого достоинства»  – этим воспоминанием с нами поделился  художник Борис Семенов.

Ирина Лермонтова