stasov19-014 августа 2019 года исполняется 250 лет со дня рождения Василия Петровича Стасова (1769 – 1848) – академика архитектуры, одного из крупнейших отечественных зодчих первой половины XIX века, выдающегося мастера русского ампира.

География творческого наследия Василия Петровича чрезвычайно широка. В разные годы по его проектам создавались постройки в Москве и Костроме, Киеве и Саратове, Вильнюсе и Потсдаме, Новгородской, Тверской и Рязанской губерниях. Но именно в Санкт-Петербурге талант Стасова раскрылся наиболее полно, следствием чего стало появление на невских берегах целого ряда шедевров общенационального значения. Среди петербургских произведений зодчего следует упомянуть: Спасо-Преображенский и Троице-Измайловский соборы, ансамбль Конюшенного ведомства, здание казарм Павловского лейб-гвардии полка, а также ряд иных зданий и сооружений, расположенных как в самом городе, так и его ближайших предместьях, в первую очередь – Царском Селе.

Для Государственного музея городской скульптуры юбилей В. П. Стасова имеет особое значение. В наши коллекции входит обширный комплекс монументальных работ самого зодчего, а также ряд памятников последующих эпох, увековечивающих его имя. Сегодня мы постараемся рассказать о каждом из этих произведений.

Монументальное наследие

Знаменитый советский архитектор А. В. Щусев охарактеризовал В. П. Стасова следующими словами:«Поистине это был поэт русского военного триумфа, умевший говорить суровым языком воинских доблестей и атрибутов и поднимать их до высшего этического звучания».Сложно не согласиться с оценкой мастера из XX века, ведь тема ратного подвига русского воинства действительно занимает в творчестве Стасова центральное место. На сегодняшний день на учёте Государственного музея городской скульптуры находятся два выдающихся военных монумента, созданных Василием Петровичем – Нарвские и Московские триумфальные ворота.

Нарвские триумфальные ворота – памятник победоносному возвращению русской гвардии из Заграничного похода 1813–1814 годов, расположенный на юго-западе Петербурга, в историческом районе Нарвской заставы. Созданы по проекту В. П. Стасова в 1827–1834 годах в качестве долговечной замены первоначальным, деревянным Нарвским воротам, созданным в 1814 году по проекту Дж. Кваренги и располагавшимся несколько севернее. Нарвские ворота В. П. Стасова представляют собой классическую однопролётную триумфальную арку, общей высотой 31 метр, вдохновлённую лучшими образцами древнеримской монументальной архитектуры. Пилоны ворот украшены скульптурными группами, изображающими древнерусских воинов и Гениев Славы, аттик венчает колесница аллегории Победы – крылатой богини с лавровым венком в правой руке и пальмовой ветвью в левой.  Авторы скульптурного убранства памятника – ваятели В. И. Демут-Малиновский, П. К. Клодт и С. С. Пименов.Уникальной особенностью Нарвских ворот является их материал – кирпичная кладка, облицованная листовой медью. Выдающийся отечественный просветитель и государственный деятель А. Н. Оленин писал по этому поводу:«Сооружаемые триумфальные ворота в честь гвардейского корпуса тем только отличаться будут от многих знаменитых древних и новейших сего рода зданий, что они вообще должны быть одеты медными листами, чего никогда ещё не было; следовательно, они будут первые и единственные в своём роде».Московские триумфальные ворота – памятник победам русского оружия в войнах с Персией в 1826–1828 годах и Турцией в 1828–1829 годах, а также при подавлении Польского восстания в 1830–1831 годах, расположенный на месте исторического въезда в Петербург со стороны Москвы. Изначально выполнены по проекту В. П. Стасова в 1834 – 1838 годах, впоследствии демонтированы в 1936 году и воссозданы на первоначальном месте в 1956–1961 годах.

Московские ворота представляют собой двенадцатиколонный дорический портик высотой 23,74 метра. Его венчает аттик с посвятительной надписью и восемь скульптурных композиций с изображением воинских трофеев – арматур.  Фриз ворот украшают фигуры Гениев с гербами русских губерний, выполненные профессором Императорской Академии художеств Б. И. Орловским. Дополнительную уникальность Московским воротам придаёт их конструктивная основа. Монумент собран из отдельных чугунных блоков общим весом 51000 пудов, благодаря чему, на момент постройки, являлся крупнейшим в мире сооружением из чугуна.

Два других знаковых воинских памятника из собрания нашего музея – монументы полководцам Отечественной войны 1812 года М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, установленные в 1837 году на площади перед Казанским собором, также созданы при активном участии В. П. Стасова. В данном проекте Стасов исполнил архитектурную часть, тогда как скульптурные изваяния военачальников создал уже известный нам Б. И. Орловский, а постаменты к ним были изготовлены в мастерской знаменитого каменотёса С. К. Суханова. Вместе с тем, нельзя недооценивать то влияние, которое оказало участие Василия Петровича на формирование законченного образа этой легендарной монументальной группы. В частности, по мнению искусствоведа Е. А. Белецкой: «…идея трактовки скульптур, разработанная Орловским с исключительной полнотой характеристики образов, была подсказана В. П. Стасовым».

Стасовский некрополь

Василий Петрович скончался в Санкт-Петербурге 24 августа (5 сентября) 1848 года. Сын зодчего, знаменитый художественный критик, один из организаторов творческого союза «Могучая кучка» Владимир Васильевич Стасов вспоминал:«Мой отец был человек очень образованный, много читающий и еще более любознательный. Потребность умственной пищи была в нем так велика, что, будучи уже более 65 лет, он отправлялся зимой на лекции по истории, минералогии, палеонтологии, физике и химии славившихся тогда профессоров на далекие улицы Петербурга, несмотря на то, что всё утро и день провёл на своих постройках, взбираясь по лесам и стремянкам до пятых этажей и кровель. В последние недели своей жизни этот 79-летний неутомимый старик, уже угасающий и начинающий терять силы, всё-таки продолжал много читать или слушать, как мы ему читали. Его жизненные правила, его энергия добра, не подкупной ничем честности, его великодушие и доброжелательность во всем были несравненны».Выдающийся архитектор был похоронен на Ново-Лазаревском (впоследствии – Тихвинском) кладбище Александро-Невской лавры, с 1930-х годов являющемся Некрополем мастеров искусств Государственного музея городской скульптуры.  Надгробие В. П. Стасова выполнено мастером И. Бариновым в характерной для середины XIX столетия лаконичной форме трапециевидного античного саркофага, крышку которого украшают угловые акротерии и рельефный восьмиконечный христианский крест. Материал памятника – серый гранит.

В последующие годы рядом с Василием Петровичем были погребены его дочери: Софья Васильевна (1820–1858) и знаменитая поборница равноправия женщин Надежда Васильевна (1822–1893). Несколько поодаль, всё в том же музейном некрополе, обрели вечный покой сыновья архитектора: вышеупомянутый Владимир Васильевич (1824–1906) и талантливый юрист Дмитрий Васильевич (1828–1918), а также их потомки.

Память поколений

Многие десятилетия прошли с того дня, как не стало В. П. Стасова. Но все эти годы петербуржцы и ленинградцы бережно хранили память о великом зодчем. В XX веке на улицах города на Неве был размещён ряд памятников, увековечивших его имя. В наши дни они также находятся на учёте Государственного музея городской скульптуры.Мемориальная доска на доме 18/2 по 1-й линии Васильевского острова, где Стасов жил и работал в 1817–1830 годах, в период создания Ямского рынка на Разъезжей улице, ансамбля Конюшенного ведомства, здания Павловских казарм на Марсовом поле и Спасо-Преображенского собора. Выполнена из мрамора по проекту архитектора Т. Н. Милорадович, установлена в 1970 году.

26 декабря 1969 года, в год 200-летия В. П. Стасова, перед фасадом одной из лучших его работ – Троице-Измайловского собора, был установлен памятник-бюст зодчему, выполненный скульптором М. Т. Литовченко. В образе этого монумента соединились мотивы античной гермы, напоминающие о прекрасном владении Стасовым премудростями искусства Древних Греции и Рима, и обобщённая, но глубоко реалистичная трактовка портрета, умело раскрывающая характер героя.

В 2000-е годы, в связи с воссозданием на Троицкой площади Памятника Славы, уничтоженного в 1930-е годы, бюст Стасова был демонтирован и перемещён в фонды нашего музея. Осенью 2013 года, по инициативе районной администрации, ряда общественных организаций и местных жителей, он был вновь установлен перед собором, в отдалении от первоначального места. Как сказал один из участников повторного открытия памятника: «Троице-Измайловский – один из самых больших соборов Петербурга. К сожалению, сегодня многие затруднятся ответить, кто его построил и кто такой Василий Стасов. Мы хотим, чтобы имена таких талантливых людей были на слуху».

Методист по научно-просветительской деятельности отдела мемориальной скульптуры ГМГС Артём Шипунов

Список использованной литературы:

1. Архив ГМГС.

2. Мемориальные доски Санкт-Петербурга: справочник. СПб., 1999.

3. Про Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге: к 180-летию. СПб., 2018.

4. Тыжненко Т. Е. Василий Стасов. Л., 1990.

5. Художественное надгробие в собрании Государственного музея городской скульптуры. Т. 2: Некрополь мастеров искусств. СПб., 2004.