gogol19-1«Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал  меня совершенно» (Н.В.гоголь)

Одному из самых талантливейших и самобытных русских писателей Николаю Васильевичу Гоголю (1809-1852) в 2019 году исполнилось 210 лет со дня рождения.

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души», как одно из самых известных и своеобычных произведений писателя, начиная с середины XIX до сегодняшнего дня, привлекает многих художников, графиков. Известно, что сюжет поэмы был подсказан Н.Гоголю А. Пушкиным.Александр Сергеевич сыграл огромную роль в творческой судьбе Гоголя. Нередко он бывал первым судьей  произведений молодого писателя еще до появления их в печати. Напомним, что 1-й том «Мертвых душ» был завершен в 1841 г. в Риме,а в 1842 г. – опубликован.

В графической коллекции Государственного музея городской скульптуры хранится небольшая,но интересная, оригинальная серия литографий талантливого петербургского художника, графика Михаила Михайловича Петренко (род.1938), созданная в 1987 по мотивам «Мертвых душ» Гоголя.Это довольно редкая серия цветных автолитографий,так как отпечатана самим автором в очень небольшом количестве от 5 до 10 оттисков.В музейном собрании хранятся 6 литографий большого формата из этого цикла: «Титул», «Разговор о колесе», «Тройка», «Въезд в город», «Сплетня», «Двор Коробочки».В произведениях М. Петренко слилось все: ясность,выразительность формы, силуэта, цвета, свобода и динамизм композиции, искрометный юмор, а главное, точное попадание в образы: «Вот настоящая веселость, искренняя непринужденность…», как говаривал А.С. Пушкин, правда, о другом произведении Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», но это высказывание, во многом, справедливо и в отношении «Мертвых душ».

Впервые к гоголевской теме другой замечательный петербургский мастер графического искусства Николай Иванович Домашенко (род. 1946) обратился более тридцати лет назад. Художник иллюстрировал «Вия», «Пропавшую грамоту», «Ночь перед Рождеством». В музейном собрании хранится созданная Н. Домашенко смелая, можно сказать, фантасмагорическая гравюра «Посещение». Это многоаспектное произведение, навеянное  мотивами повести Н.В. Гоголя «Нос», исполнено автором в технике сухой иглы и тонко пройдено акварелью (1999). И что удивительно, когда Домашенко спрашивают, откуда он черпает вдохновение, то он отвечает, что его «вдохновляет Гоголь».

В нашем собрании представлен удивительный Виктор Семенович Вильнер (1925-2017) со своими смелыми фантазиями «Отрочество», «Проспект. По мотивам Гоголя», где в вихре гротескового «фантасмагорического карнавала» кружатся герои «Шинели» и «Носа» и можно видеть самого Н. Гоголя и А. Пушкина.

А.Н. Васильев – член Академии современного искусства «Бессмертных» предложил свой яркий оригинальный проект: «Шинель» Памятник Русской литературе.«Все мы вышли из гоголевской «Шинели» (2001,  карандаш, акварель) – этот своеобразный памятник предполагалось выполнить из бронзы высотою 3,5 метра, «вся поверхность шинели покрыта рельефными и горельефными изображениями и именами русских писателей от Н. Гоголя до писателей серебряного века включительно. Внутрь шинели можно войти и получить посвящение в писатели… с текстом: «Предъявитель сего Писатель. Шинель установить на пересечении набережной канала Грибоедова  и Невского проспекта, около углового входа в «Дом книги» или в ином месте» – раскрывал свой смелый замысел автор.

Известный петербургский художник, график, мастер литографии Вадим Валентинович Бродский  (род. 1945) показал нам «Город Гоголя. Невский проспект» (1988), который писатель то страстно любил, то ненавидел. «Петербург прекрасен, нет сомненья, но жить здесь невозможно!» – считал Гоголь. Это говорит о непростых отношениях этого  «мистического города» с одним из самых загадочных писателей. Однако известно, что  «Панорама Невского проспекта» В.С. Садовникова его так впечатлила, что он ее приобрел и отправил в подарок матери в Васильевку.

Кроме станковых  графических произведений в нашем собрании находятся    интересные неосуществленные проекты памятника Н.В. Гоголю. К 100-летию со дня смерти писателя в 1952 г. было принято постановление «О сооружении в Ленинграде в 1953 г. памятника великому русскому писателю». На Манежной площади даже состоялась закладка монумента (хотя первоначально предполагалось установить  его на Невском проспекте, у Гостиного двора, перед Портиком). «Программное задание» включало в себя следующие требования: «Памятник  должен … увековечить образ великого русского писателя-реалиста, крупнейшего сатирика, замечательного художника слова, глубоко социального писателя-патриота, гневные строки которого бичевали пороки буржуазно-дворянского общества… ». В конкурсе участвовали ленинградские скульпторы М.Т. Литовченко, Р.Н. Будилов и другие». Так о проектах Марии Литовченко на их обсуждении было сказано: «Из двух проектов, несомненно, лучшим является проект с крылаткой… (хранится в фонде графики ГМГС).  Этот проект имеет ряд достоинств  и тут можно говорить о серьезной работе Литовченко». Проект В.П. Бублева удостоился высокой оценки: «Работа является большим успехом молодого скульптора. В отношении пропорций можно сказать, что они найдены и найдены тонко… Гоголь создан», имелось в виду, что  образ удался автору! К сожалению, работа над памятником была остановлена в 1960-х годах в связи с выходом постановления Правительства «Об устранении излишеств в расходовании общественных и государственных средств на сооружение памятников и монументов».

Лишь в 1999 г. на Малой Конюшенной улице был установлен памятник Н.В. Гоголю работы скульптора М.В. Белова и архитектора В.С. Васильковского, являющийся нашим музейным объектом.

Этот монумент нашел яркое, нетривиальное отображение  на  графическом листе  Ф. В. Волосенкова –  одного из  признанных петербургских  художников  новаторского  направления искусства.  На  рисунке большого формата, исполненном  акварелью, тушью и цветными карандашами запечатлен   памятник Н. Гоголю на Малой Конюшенной улице. Выразительность замкнутого силуэта памятника подчеркивает внутреннюю сосредоточенность, тонкую душевную организацию, склонность к созерцательности, мистицизм и загадочность писателя.

Вот так, замечательный юбилей Николая Васильевича Гоголя  позволил нам познакомиться со столь разноплановыми, столь не похожими друг на друга графическими произведениями из собрания нашего музея, посвященными личности и творчеству этого фантастически талантливого,таинственного и неразгаданного писателя.

Ирина Лермонтова