pgr14В рамках проекта Пушкинград, одно из центральных событий –  одноименная выставка. Нашим выставочным проектом мы стремились обозначить  взаимосвязь, протянуть нити времени, памяти от пушкинского Петербурга до современного.

Стержень экспозиции  –  графические произведения I трети XIX века, созданные граверами, литографами современниками поэта, изображающие грандиозные  ансамбли, площади и улицы столицы. Это  и литографии из альбома «Новая коллекция 42 видов  С. Петербурга...», увидевшего свет в 1826 году. Блистательный парадный, имперский Петербург, город порт, город военной славы предстает на листах с изображением Адмиралтейства, Стрелки Васильевского острова,  Петропавловской крепости, Летнего сада,  Михайловского замка, Сенатской площади.  Литография «Казанский собор» погружает зрителя в атмосферу Невского проспекта пушкинского времени и напоминает о том, что сюда Пушкин приходил благоговейно преклонить колени «перед гробницею святой».

На  выставке  одно  из центральных мест по праву  принадлежит «Панораме Невского проспекта», созданной литографом И. Ивановым  с акварели блистательного художника акварелиста В. Садовникова.   Поразительно точные и достоверные литографии погружают зрителя в атмосферу Петербурга пушкинской эпохи. В них все напоминает о великом поэте Аничков дворец,   Александринский театр, Императорская Публичная библиотека,  Полицейский мост –  по главному проспекту столицы Пушкин любил гулять, встречаться с друзьями, издателями,  здесь находились книжные лавки. «Дворец Петра I в Летнем саду», «Цепной мост через Фонтанку у Летнего сада» с видом на Михайловский замок – место любимых прогулок Пушкина.  Адмиралтейство,  Сенатская площадь, выход к Неве, к невским просторам, к памятнику основателю города Петру I –  Медному всаднику.

В неразрывной связи с классическим Петербургом предстает Пушкинград в произведениях художников XX–XXI веков. У Пушкина город, его памятники не только становятся путеводной звездой поэтического произведения, но и главным героем  как, например, поэма «Медный всадник», на страницах которой  развернулась грандиозная панорама Петербурга с разбушевавшейся Невой  во время  самого сильного наводнения 1824  года.  В своих иллюстрациях к знаменитой поэме художникам  А. Бенуа и И. Ершову удалось столь же ярко и образно передать    петербургский  дух поэмы. В графических работах  И. Бухман,  В. Верещагина, Б. Ракицкого  запечатлены городские пейзажи,  памятники поэту в нашем городе. Словно пушкинской поэзией дышат задумчивые берега реки Мойки в офортах В. Верещагина «Утренняя Мойка» и «Певческий мост».

Современные  петербургские художники заново, порой новаторски переосмысливают  пушкинскую тему:   В. Мишин  «Не дорого ценю я громкие права»,  Ф. Волосенков «Пушкин и Онегин на Кокушкином мосту», В. Васильковский «На фоне Пушкина снимается семейство».

Тревожным предчувствием наполнена контрастная, черно-белая литография Г. Украинского «В ночь. Пушкин на Невском проспекте» с изображением кондитерской Вольфа и Беранже, откуда А. Пушкин со своим секундантом  К. Данзасом  отправились на Черную речку...

Ирина Лермонтова