В рамках проекта Пушкинград, одно из центральных событий – одноименная выставка. Нашим выставочным проектом мы стремились обозначить взаимосвязь, протянуть нити времени, памяти от пушкинского Петербурга до современного.
Стержень экспозиции – графические произведения I трети XIX века, созданные граверами, литографами современниками поэта, изображающие грандиозные ансамбли, площади и улицы столицы. Это и литографии из альбома «Новая коллекция 42 видов С. Петербурга...», увидевшего свет в 1826 году. Блистательный парадный, имперский Петербург, город порт, город военной славы предстает на листах с изображением Адмиралтейства, Стрелки Васильевского острова, Петропавловской крепости, Летнего сада, Михайловского замка, Сенатской площади. Литография «Казанский собор» погружает зрителя в атмосферу Невского проспекта пушкинского времени и напоминает о том, что сюда Пушкин приходил благоговейно преклонить колени «перед гробницею святой».
На выставке одно из центральных мест по праву принадлежит «Панораме Невского проспекта», созданной литографом И. Ивановым с акварели блистательного художника акварелиста В. Садовникова. Поразительно точные и достоверные литографии погружают зрителя в атмосферу Петербурга пушкинской эпохи. В них все напоминает о великом поэте Аничков дворец, Александринский театр, Императорская Публичная библиотека, Полицейский мост – по главному проспекту столицы Пушкин любил гулять, встречаться с друзьями, издателями, здесь находились книжные лавки. «Дворец Петра I в Летнем саду», «Цепной мост через Фонтанку у Летнего сада» с видом на Михайловский замок – место любимых прогулок Пушкина. Адмиралтейство, Сенатская площадь, выход к Неве, к невским просторам, к памятнику основателю города Петру I – Медному всаднику.
В неразрывной связи с классическим Петербургом предстает Пушкинград в произведениях художников XX–XXI веков. У Пушкина город, его памятники не только становятся путеводной звездой поэтического произведения, но и главным героем как, например, поэма «Медный всадник», на страницах которой развернулась грандиозная панорама Петербурга с разбушевавшейся Невой во время самого сильного наводнения 1824 года. В своих иллюстрациях к знаменитой поэме художникам А. Бенуа и И. Ершову удалось столь же ярко и образно передать петербургский дух поэмы. В графических работах И. Бухман, В. Верещагина, Б. Ракицкого запечатлены городские пейзажи, памятники поэту в нашем городе. Словно пушкинской поэзией дышат задумчивые берега реки Мойки в офортах В. Верещагина «Утренняя Мойка» и «Певческий мост».
Современные петербургские художники заново, порой новаторски переосмысливают пушкинскую тему: В. Мишин «Не дорого ценю я громкие права», Ф. Волосенков «Пушкин и Онегин на Кокушкином мосту», В. Васильковский «На фоне Пушкина снимается семейство».
Тревожным предчувствием наполнена контрастная, черно-белая литография Г. Украинского «В ночь. Пушкин на Невском проспекте» с изображением кондитерской Вольфа и Беранже, откуда А. Пушкин со своим секундантом К. Данзасом отправились на Черную речку...
Ирина Лермонтова