msavina1-1Мария Гавриловна Савина (Подраменцова) родилась 11 апреля (30 марта) 1854 года в городе Каменецк-Подольске, в актёрской семье, и с детства выходила на сцену в небольших ролях.

 

 

Обладая помимо актёрского и литературным дарованием, она оставила воспоминания о начале своего творческого пути, трудном отрочестве и юности, не опубликованные при жизни актрисы и названные издателем «Горести и скитания» (1927 г.).

Талант Савиной был крайне разносторонен. За долгие годы, сначала на подмостках провинциальных театров, затем на прославленной сцене столичного Александринского, она сыграла самые знаковые роли, выступая в драме, водевиле, оперетте. Актёры позапрошлого века обучались своему ремеслу и мастерству чаще всего вне стен учебных заведений, а прямо на сцене, куда их приводила судьба или случай. Савина всегда училась, и у друзей, и у недругов, ей доводилось работать со всеми. Артист должен был уметь всё, он должен был обладать «синтетическими» качествами и навыками – играть драму, но и петь, и танцевать канкан, если того требует антрепренёр и репертуар тех подмостков, куда пригласили гастролирующую труппу. Первыми учителями стали актёры провинциальных театров, отец, а в течение жизни Савина знакомится и работает со многими прославленными деятелями театра, например актёрами В.Н. Давыдовым, Н.Ф. Сазоновым, актёром и антрепренёром П.М. Медведевым, с режиссёрами В.И. Немировичем-Данченко, В.Э. Мейерхольдом. Современники - артисты, зрители, критики, с первых шагов актрисы на сцене отмечали её несомненное дарование. Главным интересом актрисы в период расцвета таланта и признания стали образы современниц. В начале карьеры много и охотно играла в пьесах забытых теперь авторов: В. Крылова, М. Чайковского, Н. Потехина. Но для актрисы современны были и героини произведений А. Островского, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова. «Взрослыми», знаковыми ролями Савиной были роли в «Ревизоре» Гоголя (Марья Антоновна), во «Власти тьмы» Толстого (Акулина), в «Месяце в деревне» (Верочка и Наталья Петровна), в «Дворянском гнезде» (Лиза) Тургенева, в «Грозе» Катерина и в «Сердце не камень» (Глафира) Островского и во множестве других. «Мои университеты это мои друзья» - сказала актриса. В течение многих лет судьба близко сводила её с лучшими представителями театральной и литературной среды: писателями, драматургами, великими актёрами. С большинством из них она дружески общалась, переписывалась, обсуждая произведения и роли. Личность и характер М.Г. Савиной раскрывают мемуары и публикации в прессе той поры.

Невероятная воля и энергия, сила характера держали её в строю до последних дней. В наше время её назвали бы «трудоголиком»: несмотря на слабое здоровье, она работала, как никто в театре – свыше ста спектаклей в месяц, при шестидесяти в среднем у прочих артистов. Как многие актёры, Савина говорила о себе: «…сцена – моя жизнь, или, вернее, отрава: я отравлена сценой. Если бы мне не пришлось «умирать» на сцене хоть бы раз в месяц – я умерла бы в самом деле…Мне часто случалось приезжать в театр совершенно больной – и от первого появления перед публикой я выздоравливала». Театральный мир всегда был полон закулисных интриг, и фраза, сказанная Савиной: «Александринский театр – это я!», и мнение о ней: «Савина умна, как бес» (читай-хитра), или формула: «Можно Александринский театр отставить от Савиной, но не Савину от театра» отражают ту атмосферу. Но всё это не имело значения, главными становились бесспорный актёрский талант и самоотдача Савиной при огромной ответной любви публики. В ту эпоху актёры были небожителями, «властителями дум», кумирами, а их слава и влияние безграничны. Театральные постановки посещали все, от представителей императорской фамилии, купцов, до простых горожан, интеллигенции, мещан. К мнению знаменитости прислушивались всюду. Многие выдающиеся деятели театра чувствовали свою ответственность перед обществом, стремясь к благотворительности. И говоря о Марии Гавриловне Савиной, нельзя не сказать о её роли в общественной жизни России. Савина стала первой русской актрисой, занявшейся общественнойдеятельностью. С детских лет насмотревшись на горькую участь «отставленных от сцены» артистов, заканчивающих свои дни в бедности и забвении, она стала одним из организаторов, затем председателем Русского (Всероссийского) театрального общества (ВТО). Савина входила в число инициаторов 1-го Всероссийского съезда сценических деятелей в 1897 году. Но наверное главное её детище – «Убежище памяти императора Александра III для престарелых сценических деятелей», позднее названное «Домом ветеранов сцены имени М.Г. Савиной». В этом заведении жили до конца своих дней те артисты и сотрудники, кто больше не мог служить в театре. Целый комплекс построек, занимавший значительную территорию на Петровском острове, был не просто прекрасно оборудованным современным пансионатом, но настоящим загородным дворцом с великолепными интерьерами.

Детей у актрисы не было, но всю жизнь Савина опекала своих мать и младшую сестру (невзирая на сложные внутрисемейные отношения) а после смерти сестры воспитывала её детей и внуков. Любовь и милосердие Савиной выражалась и в создании «Приюта для сирот и детей неимущих сценических деятелей», расположившегося поблизости от Убежища. Там же был организован Лазарет для артистов Императорских театров. После начала Первой мировой в этом лазарете начинают приём на лечение раненых солдат и офицеров.

В деле благотворительности Савину поддерживал супруг, Анатолий Евграфович Молчанов, состоятельный человек, имеющий отношение к деловым кругам, при этом страстный театрал. На его средства было выстроено «Убежище» со всеми сопутствующими учреждениями. А.Е. Молчанов стал крупным общественным деятелем, одним из организаторов «Русского театрального общества». Благодаря его любви к жене, к театру, появился замечательный особняк на Карповке, где супруги провели последние годы. Согласно адресным книгам, Мария Гавриловна проживала в Петербурге в разное время по нескольким адресам: наб. реки Фонтанки, 38, наб. реки Ждановки, 15. С 1910 года Савина и Молчанов жили в новом доме на улице Литераторов, 17. Это здание строилось в 1906-1907 годах по проекту архитектора Михаила Фёдоровича Гейслера, редактора архитектурного журнала «Зодчий» и автора ряда городских зданий (в том числе главного «Савинского» корпуса «Убежища»).

Смерть актрисы М.Г. Савиной стала неожиданностью и вызвала широкий резонанс. Огромное количество людей приходило на Карповку, чтобы проститься с великой современницей. Очевидец так описывает день похорон: «Весь Петроград высыпал на улицы, словно по уговору, выстраиваясь шпалерами, где должна была пройти процессия, и терпеливо дежурил, чтобы отдать последний долг великой артистке». Похоронили Марию Гавриловну в любимом «Убежище», над местом её упокоения установлена памятная доска.

В первые же дни после кончины Марии Гавриловны заговорили о «музее Савиной», а для начала о «выставке в фойе Александринского театра». 13 сентября Комитет труппы театра постановил «выступить с ходатайством в Петроградскую Городскую Думу об увековечении памяти великой артистки дав наименование улице, где она жила и скончалась: «Улица Савиной».

На сороковой день после смерти актрисы на балконе бокового фасада, над входом в дом, установлена мемориальная доска. Текст на мраморе гласил: «Этот дом принадлежал/ Марии Гавриловне Савиной/ Здесь она жила и здесь окончила свое земное существование/ 8го сентября 1915 года». Эта доска с 1939 года входит в коллекцию мемориальных досок Ленинградского музея городской скульптуры. Из записей осмотра мемориальной доски за 1940 год: «Отбит один угол (трещина). Доска замазана краской. Предложено её очистить». Запись от 22 августа 1944 года: «Отсутствует розетка и есть небольшие трещины в левом углу». В 1957 году мемориальную доску М.Г. Савиной заменили новой, по проекту архитектора М.Ф. Егорова. Она установлена на боковом фасаде здания, рядом с балконом.

Большие усилия к увековечению памяти актрисы и благотворительницы приложил её муж, А.Е. Молчанов. А.Ф. Кони, друг актрисы, писал: «Он отдал свой дом на Карповке под составленный им обширный и разносторонний музей, посвященный её памяти». В 1916 - 1917 годах Молчанов издал двухтомное собрание документов «Кончина М.Г. Савиной», затем переписку актрисы с И.С. Тургеневым - «Тургенев и Савина». После революции, уже в 1918 году на улице Литераторов, 17 открыли «Государственный дом-музей имени М.Г. Савиной Отдела Государственных театров Наркомпроса РСФСР». В 1920-х годах экспонаты музея М. Г. Савиной были переданы в Государственный Театральный музей.

В 1965 году, в память пятидесятилетия со дня кончины, Постановлением Ленгорисполкома, безымянный проезд на Петровском острове, пролегающий рядом с Домом ветеранов сцены между площадью и Большим Петровским мостом, назван в честь М.Г. Савиной.

В 1995 году на территории Дома ветеранов сцены установлен памятник-бюст М.Г. Савиной работы скульптора М.Т. Литовченко.

И поныне живущий этот Дом – лучший памятник великой женщине, актрисе, общественному деятелю, благотворителю, человеку больших талантов и большой души.

По материалам архива и научной библиотеки ГМГС 

Старший научный сотрудник отдела памятников и мемориальных досок Е.Шудрова.