pi-1Композитор, дирижер, поэт, литератор и музыкальный критик

По образованию – юрист, выпускник Училища Правоведения. Музыкальному мастерству обучался в Петербургской консерватории. В Московской консерватории некоторое время занимал должность профессора.



Автор всемирно известных опер: «Евгений Онеги», «Пиковая Дама», «Мазепа», «Черевички», «Чародейка», «Орленская дева»; балетов: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Сочинил шесть симфоний, четыре сюиты для оркестра, три фортепьянных концерта, несколько альбомов пьес для фортепиано, квартеты, трио, секстет «Воспоминание о Флоренции», тематические увертюры для оркестра, симфонию «Манфред», множество романсов, в том числе и на стихи собственного сочинения. Выступал в концертах, где дирижировал своими произведениями. Был знаком с А. Дворжаком, Э. Григом, К. Сен-Сансом, Г. Малером. Состоял в переписке со многими деятелями литературы, искусства, музыки, в том числе с великим князем Константином Константиновичем (К.Р.), меценаткой Н.Ф.Фон Мекк, где критически высказывался о различных проявлениях в музыкальной и художественной жизни современного ему общества. Переписка с последней является своеобразной энциклопедией творчества композитора. Скончался в Петербурге вскоре после премьеры 6-й симфонии, исполненной под его управлением в зале Дворянского собрания.

Памятник П. И. Чайковскму был сооружен на средства, собранные от двух благотворительных концертов, устроенных в Москве и Петербурге, дополненные Дирекцией Императорских театров, по инициативе которой создавалось надгробие. Музыкально-историческое общество имени графа А. Д. Шереметева выпустило открытки с нотными цитатами из произведений композитора, доход от продажи которых также был передан на сооружение памятника. Концепция надгробия принадлежит директору Императорских театров и другу Чайковского И. А. Всеволожскому. Он же выполнил эскизный проект. Скульптурные работы осуществил театральный декоратор П. П. Каменский. Открытие памятника состоялось 25 октября 1897 года. Современники прохладно отнеслись к этому произведению мемориальной скульптуры. «Неделя строителя» отметила, что «памятник поставлен по проекту скульптора Каменского и, к сожалению, не отличается особой художественностью». «Петербургская газета» писала: « чугунный крест, водруженный в глыбу гранита, плачущая над раскрытой тетрадью нот муза и парящий над бронзовым бюстом ангел – все это, пожалуй, довольно обыкновенно и можно встретить такие памятники на других могилах Александро-Невской лавры». Таковы были эстетические запросы тогдашнего времени. На самом деле, памятник глубоко символичен и отражает сложный духовный мир великого композитора.

И. А. Всеволожский (автор проекта), скульптор П. П. Каменский, литейщик К.Берто, 1897; конец 1890-х (ограда)